В Яловке 9 июня в день Вознесения Господня, который в народе называется Ушестье, прошёл старинный весенний обряд «Вождение стрелы»
«Ты лети, стрела, в конец села!»
В Яловке 9 июня в день Вознесения Господня, который в народе называется Ушестье, прошёл старинный весенний обряд «Вождение стрелы», имеющий языческое происхождение. Корни и большинства других народных наших праздников тоже уходят во времена дохристианской Руси. Посвящались они языческим богам: Велесу, Даждьбогу, Перуну… Именно последнему, как сказала в нашей беседе профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского доктор искусствоведения Нина Михайловна Савельева, и посвящался в древности обряд, проведённый в четверг в Яловке.
Историей нашей красногорской, а точнее яловской и увельской «стрелы», Нина Михайловна занимается всю жизнь, начиная с 60-х годов прошлого века. И всё равно приезжает к нам на Ушестье практически каждый год. Вот и сейчас тоже не удержалась. «Вы не знаете, каким богатством владеете, - восторженно говорит она. – Это что-то невероятное, потому что пришло из глубокой старины. Вообще этот обряд распространён ещё в Новозыбковском, Клинцовском, Гордеевском районах Брянщины, в Ветковском районе Гомельской области Республики Беларусь. На Украине тоже есть его отголоски: в сёлах Черниговщины зафиксирована музыкально-поэтическая форма хороводной песни. Но лучше всего весь обряд в его старинном, архаичном духе сохранился у вас, в Красногорском районе: в Яловке, а ещё полнее – в Увелье. Но только, к сожалению, всё меньше остаётся старожилов, помнящих все детали. Вот почему так важно успеть записать обряд для наших потомков».
Оказывается, это не просто хороводы и песни, а тайный магический многовековой ритуал – оберег. Он призван был защитить людей от ударов стихии, от бед, а всю энергию неба отвести на землю, дать ей плодородия, а следовательно, богатый урожай. А будет хлеб – будет и сама жизнь.
Обряд связан был с выходом в поле, где посажены озимые, куда вели стрелу от села.
Стрелой называется и линейный хоровод, когда женщины, взявшись под руки («под пахи»), идут рядами по улице и поют:
Ой и шла стряла у канец сяла,
Ой, лёли, у канец сяла… у!
И убила стряла добрага маладца…у!
Перед природной стихией человек всегда был бессилен. Вот и старались наши предки, как могли, защитить себя. А теперь вот те немногие оставшиеся посвящённые в таинство старинного ритуала жительницы Яловки и Увелья стараются защитить и всех нас. Вот почему так важно, чтобы у нас и дальше сохранялся этот обряд, эта ниточка из глубины веков, завещание наших предков - радимичей. Вот почему к обряду подключились и работники культуры района: чтобы перенять, увидеть, а потом и участвовать в вождении стрелы.
Ушестье всегда празднуют в четверг, на 40-й день после Пасхи. 40 – число сакральное, обращено к ушедшим нашим предкам. Считается, что весной их души возвращаются на землю и содействуют родне в выращивании урожая.
В Яловке стрелу начинают водить всегда после обеда. Хлебом-солью встречали гостей: главу района Н.М. Белоус и ректора Брянского аграрного госуниверситета, депутата областной Думы Н.М. Белоуса, уроженцев Яловки, и всех приехавших в это село в тот день. Нина Михайловна душевно поздравила собравшихся с праздником, пожелала здоровья, радости, благополучия и хорошего урожая. Николай Максимович тоже поздравил земляков, подчеркнул, что всегда рад приезжать в родное село. «Здесь моя родина, и это всегда со мной. Я патриот своей земли, патриот родной Брянщины», - сказал он и пригласил юношей и девушек поступать в агроуниверситет на бюджетное отделение, чтобы и дальше связать свою судьбу с родной землёй.
Глава Яловского сельского поселения А.В. Белоус поблагодарил гостей за добрые пожелания и, обратившись к жителям поселения, призвал беречь традиции и брать пример с тех бабушек, которые сегодня будут начинать старинный хоровод.
И вот разворачивается само действо. Команду к его началу подаёт одна из старейших жительниц села Анна Дмитриевна Белоус. Её подхватывают Мария Михайловна Яцкова, Анастасия Прокофьевна Шишкун, Анна Антоновна Клименок, их односельчанки, работники культуры Красной Горы и Любовшо. В хоровод вовлекают и гостей. Выносится кудель, разыгрываются обрядовые сценки. Тут вам и Дрема, и Цыган. И вот заключительный аккорд праздника – все становятся в линейный хоровод, чтобы отвести стрелу в край села. А мы прощаемся с гостеприимной Яловкой, с её добрыми и трудолюбивыми жителями и уезжаем с надеждой, что до следующего года все они будут здоровы, чтобы было кому передать их традиции и древние знания, что впитали они с молоком матери. В воздухе разлита благодать, создаётся ощущение соединения времён. На дворе 21 век – а мы сегодня увидели то, что происходило на этой земле столетия назад. Это просто чудо какое-то! Чудо и то, что в этот день после обеда, что является приметой обряда, всегда идёт дождь. Как говорит мне Н.М. Савельева, «хоть несколько капель». И дождь был. Настоящий, весенний (весна в понятии русского народа длилась от Благовещенья до Ушестья), перемежающийся с солнцем. Как примета на богатый плодородный год и на то, что всё у нас будет хорошо.
Елена Севрюк.
Фото автора.
От автора: Дорогие красногорцы! У нас есть такой редкий замечательный обряд, посмотреть который приезжают из самой столицы. Давайте в следующем году его активно поддержим, чтобы не было поздно.